ЛИХОВСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Страницы истории.
Около 90 лет существует Лиховская техническая библиотека. Славные и трудные десятилетия прошла она бок о бок с машинистами, путейцами, энергетиками, связистами. Тысячи студентов ж.д. ВУЗов и техникумов воспользовались учебниками и пособиями, сотни бывших студентов стали специалистами среднего и высшего звена железнодорожного транспорта.
Первое документальное подтверждение существования на станции Лихая ЮВжд технической библиотеки относится к 1928-29 годам. В то время транспорт молодой республики всё ещё находился в крайне тяжелом положении. На железную дорогу приходили новые люди, но им не хватало знаний. Железнодорожные библиотеки помогали подготовить специалистов для восстановления дорог и налаживания перевозок.
Лиховская техническая библиотека со второй половины 30-х годов располагалась в здании Дворца культуры железнодорожников.
Так как Лихая являлась одной из важнейших узловых станций, в 1941 году на неё было совершено самое большое на ЮВжд число налетов немецких бомбардировщиков. Огромный ущерб был нанесен 21 октября 1941 года . Одна из бомб попала в вагон с аммоналом. Прогремел страшный взрыв. Горели и взрывались вагоны со снарядами, горючим, пылали дома поселка. Некоторые железнодорожные сооружения были снесены по самый фундамент, пострадали и гражданские здания. Был частично разрушен Дворец культуры - крыло, где находились библиотеки, полностью сгорело.
После освобождения Лихой 13 февраля 1943 года от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление железнодорожного полотна и прилегающих сооружений. В этом же году с помощью Управления Юго-Восточной железной дороги вновь была открыта Лиховская техническая библиотека. Для неё было выделено помещение на третьем этаже здания отделения дороги, так как здание Дворца культуры сильно пострадало. Возглавила работу библиотеки Горина Александра Павловна ( она работала с 1943 года до 1979 год ).
Немало сил было зарачено на восстановление сгоревшей библиотеки, много книг было принято в дар от населения, собрано на предприятиях Лиховского отделения. Уже с 9 июля 1943 года началось поступление технической литературы из Дорожной научно-технической библиотеки (ДНТБ) ЮВжд. За 1943 год поступило 605 экземпляров литературы, 572 человека стали читателями. Для обслуживания железнодорожников, проживающих на линейных станциях, в путевых казармах и будках, было образовано 6 передвижных библиотек.
Книжный фонд библиотеки был представлен, в основном, железнодорожной литературой и книгами по смежным отраслям. Книги и журналы помогали не только в учёбе, рационализаторской деятельности, но и в увлечениях: начинающие радиолюбители также стали посетителями библиотеки. С 1954 года Лиховская техническая библиотека вновь была переведена в отремонтированный Дворец Культуры железнодорожников (на второй этаж). С каждым годом возрастали требования к работе технических библиотек, расширялась тематика приобретаемой литературы, число читателей увеличивалось. В 60-х годах внедряются новые формы обслуживания: КЗА- коллективный заочный абонемент, система бригадного абонемента; растёт число передвижных библиотек.
Постепенно увеличивается штат сотрудников Лиховской технической бибиотеки: в 1962 году на работу принята библиотекарь Надежда Ивановна Черешнева, а в 1969 году --старший библиотекарь Нина Ильинична Гопанюк (окончила Московский институт культуры, работала до 1993 года).
После выхода Гориной А.П. на пенсию 1 марта 1979 года Нина Ильинична возглавила библиотеку, а старшим библиотекарем становится Салатова Светлана Валерьяновна. В это время фонд библиотеки составлял 27 тыс. экземпляров, число читателей 3100 человек, работало 18 передвижных библиотек. В 1983 году после увольнения Салатовой на должность библиотекаря была принята Новикова Светлана Николаевна (окончила Ростовское училище культуры). В 1984 году коллектив постигла утрата: вследствие болезни умирает Н.И.Черешнева. Приходит новая сотрудница -- Лукашова Елена Васильевна, имеющая средне-техническое образование (работала в библиотеке до 1989 года) .
1 марта 1989 году на должность библиотекаря была принята Петерайт Людмила Ивановна ( имеющие средне-техническое образование). Состав работников библиотеки в этом году стал следующим: Гопанюк Н.И. - заведующая, Новикова С.Н. - старший библиотекарь, Петерайт Л.И.- библиотекарь. В 1993 году Гопанюк Н.И. уходит на заслуженный отдых и заведование у неё принимает Новикова С.Н. 2003год.
В 1987 г. в связи с передачей Лиховского отделения в состав Северо-Кавказской железной дороги Лиховская техническая библиотека вошла в состав ДНТБ СКжд.
Техническая библиотека до 2013 года располагалась в в здании Дворца культуры железнодорожников на втором этаже . Фонд составляет 21 661 экземпляр, читателей 14 200 человек; в связи с сокращением рабочих мест на линейных станциях передвижные библиотеки пришлось закрыть и заменить на КЗА (коллективные заочные абонементы), которых на 2003г. насчитывается 13.
2013год: Дворец культуры переходит в муниципальную собственность. Техническая библиотека переезжает в административное здание ДС. Просторное, уютное помещение оборудовано современной мебелью, выставочными стеллажами, столами. Теперь весь штат библиотеки- это ведущий библиотекарь Новикова Светлана Николаевна.
Ежегодно библиотека обслуживает более 2.000 читателей. Литература доставляется прямо на рабочее место, где устраиваются выставки, просмотры, обзоры. Постоянно на предприятия относятся папки с "кольцевой почтой", в которые вкладываются источники информации, а руководители старшего и высшего звена обслуживается индивидуально по выбранной ими теме. 2018 год: библиотека оснащена компьютером, подключенным к сети СПД, имеет выход к электронным каталогам Центральной научно-технической библиотеки.
Читателям доступны книги и журналы на СД. Ведущий библиотекарь С.Н.Новикова участвует в селекторных совещаниях, анализирует темы тех учёбы и делает тематические электронные рассылки о новых книгах и публикациях.
Осуществляется электронная доставка документов руководителям. На предприятиях проводятся выставки и обзоры литературы. Постоянные посетители библиотеки - студенты, учащиеся курсов повышения квалификации,--ведь с книгой работать удобнее, чем с электронным текстом. Для них срок пользования книгами увеличен до 1 месяца. Кроме технической литературы предлагаются научно-популярные и периодические издания.
В читальном зале привлекают взгляд подарочные издания фотоальбомов и книг по истории железных дорог, железнодорожной техники. А если с родителями заглянет в библиотеку ребёнок, то будет захвачен рассматриванием удивительной книги-трансформера: в ней двигаются колёса паровозов, выдвигаются вагоны, распахиваются двери знаменитых вокзалов и окна купе!