Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область).
Протяженность участка составляла 20 километров. Движение прекращено ориентировочно в середине 90-х гг. прошлого века (основная причина — появление границы). Участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.
История.
1916-й год. В годы Первой мировой войны, в России на Донбассе строится железнодорожная ветка, связавшая угольный район Краснодона с узловой станцией Лихой на Воронежско - Ростовской железной дороге.
В Краснодоне, тогда поселке Сорокино, в 1913 г. были открыты залежи каменного угля и основан Сорокинский рудник.
Общая цель строительства дороги: доставить больше угля на черноморский рынок и театр военных действий.
Маршрут пролегал через удивительной красоты места. Степи, скалы...
Размежевание двух республик убило сообщение на этом участке. Он был разобран между 2000 и 2002г украинской и российской сторонами. Железнодорожный мост через реку Большая Каменка порезали на металл монтажники из Луганска. Изварино же из узловой станции превратилось в медвежий угол, эдакий тупичок... С каждым годом там остается все меньше напоминаний о былом железнодорожном хозяйстве. Пригородное жд сообщение между Россией и Украиной становится историей. Увы.
Станция Лихая. Вокзал. Дизель "электричка" на Изварино.
Фото советского периода. "Поезд красный с синей полосой и воняет колбасой", - получивший название в народе.
Фото советского периода. "Поезд красный с синей полосой и воняет колбасой", - получивший название в народе.
Лихая. Данные дизели ходили на Украину - в направлении Дебальцево и Изварино.
Д1 - дизель-поезд, строившийся в 1960—1980-х годах венгерским заводом Ганц-МАВАГ для железных дорог СССР. В 1964 году завод Ганц-МАВАГ начинает выпускать четырёхвагонную разновидность дизель-поезда серии Д — поезда серии Д1 (дизель-поезда № 201—295 также имели внешний индекс «Д»). Д292-1 построен в 1966г., приписан был к депо Родаково Донецкой жд. , списан. Подобные дизель-поезда до сих пор используются на дорогах Украины и Молдавии.
Тем не менее ветка ещё нужна была для перевозки угля до станции Лихой от Плешаков, где этот уголь добывался на шахте "Центральная Восточная"Лиховского Шахтоуправления (ЛШУ). Муж моей старшей сестры - Анатолий Николаевич Бондарь работал водителем автобуса ЛШУ, который возил смены шахтёров из Лихой, хутора Лихого и Каменска на шахту "Центральная Восточная"... Самому по работе (железнодорожная связь) приходилось в тех краях трудиться на восстановлении линий связи три или четыре раза,но ещё до того, как "нацмены" начали разгром.... А ездить дизелем "Лихая-Родаково" по этой однопутке в восьмидесятые приходилось в огромной компании лиховчан где-то раз в два месяца за колбасой и мясом либо в Краснодон,либо в Луганск (с пересадкой в Лутугино)... Вся территория СССР была поделена по категориям снабжения.Регионы с мощной стратегической горнодобычей и металлургией (в числе которых и Ворошиловградская-Луганская область) снабжались по солидней, чем наша область, в которой большой процент шахт был не Государственного значения (уголь для "коксохимии" и на экспорт), а "Местоповские" - местной топливной промышленности... Такой расклад и давал повод "нацменам" защищать свои магазины от вывоза москалями поставляемых туда из...РОССИИ бройлеров из Ставропольской птицефабрики, курятины производства птицефабрик Ростовской области,и.т.п.
Вячеслав Кривко. Житель ст.Лихая.
На старой карте ныне исчезнувший участок выглядит так.
Участок Лихая - Изварино. Ниже представлены фото 2005-2006гг...
Это станция Изварино. Сейчас она не действует.
Здание станции построено из бутового камня, типичный материал для нашей местности.
В ту сторону - Россия и разобранная ветка.
Украинские рельсы закончились. Здесь проходит граница.
Красивое фото. "Державний кордон Украiни". Знак в степи.
Cохранившаяся железнодорожная насыпь со специальным туннелем для воды - кульвертом.
Россия. Первый отрезок разобранной дороги (примерно 2км) до бывшего моста через пограничную реку Большая Каменка теперь превратился в грунтовую дорогу - по ней ездят из Донецка (ростовского) в дачный поселок Песчановка.
А здесь когда-то был мост. Мост в его последнем варианте был построен в 1945 году. Представлял собой металлическую конструкцию высотой 30-40 метров, длина примерно 150 метров. До шестидесятых годов имел стратегическое значение и круглосуточно охранялся, внизу у насыпи до сих пор видны остатки казармы, в которой жила охрана. Когда была построена параллельная ж/д линия через Гуково охрану сняли. Это то, что осталось от моста. Внизу видны обломки бетонных оснований для опор. По реке проходит граница. Я много раз бывал в этих местах и отлично помню те времена, когда мост еще существовал, а граница почти не охранялась. Природа там восхитительная.
Бетонная опора.
Железнодорожная насыпь сразу за мостом, в сторону Лихой. Щебенка зарастает травой.
Кое-где еще остались бетонные шпалы.
Придорожная растительность разрастается быстро, лет через пять насыпь зарастет полностью.
Какая-то странная каменная штуковина. Остатки железнодорожного хозяйства.
Большой туннель под насыпью
Ров посреди насыпи, таможенники таким образом пытаются сократить количество незаконных пересечений границы и контрабанду. Пройти пешком или проехать на велосипеде можно без проблем, а вот машина уже не пройдет. Так перекопаны практически все окрестные грунтовые дороги в степи.
Еще один красивый кульверт
Каждый, кто катался хоть раз на поезде, замечал иногда вдоль путей небольшие домики, в которых обычно тусуются путевые обходчики, или какие другие железнодорожники. На следующей фотке - развалины такого домика, брошенного вместе с дорогой. Разобранная ветка строилась в начале прошлого века - в 1911-16 гг. Судя по всему, строение - ее ровесник. Остались только стены из бутового камня. Красивейшее фото. (2005г).
Развалины местами похожи на средневековый замок, каких много на Западе Украины. Но это не Западная Украина, и к сожалению, даже не Восточная. Это край Ростовской области.
Подвал во дворе. Цветущая сирень - остатки былых насаждений c одичавших клумб.
Станция-призрак Плешаково. От нее не осталось почти ничего. Только фундамент. А когда-то здесь сновали поезда, и по перрону бегали люди. Сложно поверить в это сегодня.
Донецкий кряж. Красота донского края.
Маршрут Лихая-Изварино пролегал через удивительной красоты места. Степи, скалы...
О красоте Донецкого кряжа трудно рассказать. О нем петь надо! Место очень необычное и красивое.
Ниже фото 2016 года.
А за очередным горизонтом снова горизонт. И цветы.
Исчезнувшая железная дорога врезается в очередной кряж
Гребень отвала, оставленный ровно 100 лет назад строителями дороги.
Заброшенный вокзал, построенный более ста лет назад.
Лавочка еще цела. Можно сесть и подождать электричку, которая никогда не прийдет.
Глубокий колодец.
Между Лихой и Изварино пролегает довольно высокая гряда. Преодолеть ее паровозу невозможно. Поэтому эта гряда была прорезана выемкой, что обычно и повсеместно.
Напомню, что наш край в те времена представлял из себя сменяющие друг друга мелководные теплые моря и болотистые суши. В этих условиях и происходило превращение буйной растительности в каменный уголь.
И очень необычные скалы. Чувствуется их почтенный возраст.
Публикация составлена по материалам из публичных источников:
Фотографии и некоторая информация была повзаимствованна отсюда и отсюда. Но с каждым годом там остается все меньше напоминаний о былом железнодорожном хозяйстве. Пригородное ж\д сообщение между Россией и Украиной становится историей. Увы.